понедельник, 28 декабря 2015 г.

Введение. Основы рисунка

Введение. Основы рисунка.

Как держать карандаш

Существует распространённое убеждение, что художники владеют секретом особенного удержания карандаша. И что именно это позволяет им намного лучше рисовать, чем обыкновенным людям.

Это правда и неправда одновременно.

На самом деле совершенно не важно, как Вы держите карандаш. Самое главное, Вам должно быть удобно рисовать. Хороший рисунок можно сделать и при простом способе удержания карандаша – тремя пальцами, как при письме. А почему же художники держат карандаш совсем по другому? Ответ прост – им так удобно, такой способ удержания карандаша даёт им большую свободу при рисовании. Почему же нам, начинающим художникам, так тяжело использовать «правильный» способ?

Так как рисунок и письмо действия похожие, то большинство из нас при исполнении рисунка держат карандаш как при письме – тремя пальцами («щепоткой») почти у самого грифеля карандаша. Такой захват позволяет иметь полный контроль над карандашом, и идеален при скрупулёзной работе. Подходит он и при исполнении как прямой, так и перекрёстной штриховки. Однако, исполняя рисунок карандашом с таким хватом, есть риск получить маловыразительный, напряжённый рисунок. Это объясняется недостаточной свободой работы карандашом.

Поэтому, несмотря на неудобство, непривычность других способов удержания карандаша, Вам стоит их пробовать применять в своей работе над рисунком, чаще экспериментировать, ища свой стиль работы.

Рассмотрим, какие имеются способы удержания карандаша при исполнении рисунка и их особенности.

1. Традиционный способ

Хват «щепотью» («письменный») - тремя пальцами, большим, указательным и средним, близко к рабочему концу карандаша. Он обеспечивает наивысшую степень контроля над карандашом, может использоваться при исполнении разнообразных штриховок, для исполнения линейного рисунка.



2. Высокий «письменный» хват

Карандаш держится так же как в предыдущем способе, но рабочий конец карандаша находится много дальше от пальцев. Этот способ позволяет получить большую свободу работы с карандашом.

Отставленный мизинец позволяет получать опору кисти, при этом, не касаясь листа бумаги всей кистью, что защищает ваш рисунок от размазывания карандашных штрихов и засаливания поверхности листа.
Это были традиционные способы держать карандаш. А сейчас рассмотрим профессиональные способы.

3. Карандаш в «закрытой» ладони

Чтобы взять карандаш таким способом, положите его на стол, а затем кончик указательного пальца положите на карандаш, а большим и средним обхватите его с боков. Поднимите карандаш, взяв его таким способом. Получится, что карандаш как бы спрятан в ладони (ладонь направлена вниз), а рабочий конец карандаша направлен вверх и немного влево (для правшей).

Такое положение карандаша позволяет работать как остриём, так и боковой поверхностью грифеля. Это в свою очередь позволяет получать большее разнообразие линий, от очень лёгких штрихов до широких, рыхлых насыщенных штрихов закрывающих тёмными тонами большие поверхности. Таким образом, линии – один из основных элементов рисунка – получаются живыми, разнообразными по исполнению, а, следовательно, и весь рисунок «заиграет» жизнью.
Преимуществом такого способа держать карандаш – способность получать большой спектр нажима, регулируя нажим указательным пальцем.
Также при этом способе держать карандаш удобно при рисовании опираться на отставленный мизинец. Это позволяет не касаться листа при работе, имея при этом достаточно хороший контроль над движениями карандашом.
Можно поэкспериментировать с этим способом, по разному располагая карандаш между пальцами.





4. Карандаш в «открытой» ладони

Это способ держать карандаш, когда он как бы лежит на ладони (ладонь направлена вверх) или когда ладонь повёрнута на 90 градусов по отношению к бумаге. При этом карандаш как бы лежит на указательном пальце и прижимается большим пальцем.

Этот способ подходит для наиболее легкого и расслабленного нанесения рисунка. Вы можете свободно манипулировать большим пальцем и создавать очень легкие линии. Этот способ очень подходит для быстрых зарисовок, когда нужно сделать лишь быстрый набросок формы.


Как и в других способах, отставленный мизинец помогает при рисовании.

Есть и другие способы держать карандаш. При желании Вы сможете их найти.

Но лучше всего, если Вы будет искать свой метод, который подойдёт именно Вам.

Все способы профессионального способа держать карандаш предполагают работу с мольбертом или планшетом с вытянутой рукой на весу. Работать на листе, лежащим на горизонтальной поверхности стола таким образом можно, но это менее удобно.

Трудно с непривычки рисовать свои рисунки держа карандаш профессиональным способом. Неумелой, нетренированной руке неловко держать карандаш по новому, она быстро устает в вытянутом положении.

Поэтому, попробовав держать карандаш как рекомендуется, но, почувствовав неудобства, начинающие вновь берут карандаш более привычным способом. Надо понять, что эти трудности пройдут со временем. Приложив некоторые усилия, вы научитесь держать карандаш профессионально, и это станет привычным и удобным. Это придёт тем быстрее, чем больше Вы будете тренировать разные способы держать карандаш.

Кроме этого, карандаш самозатачивается, когда рисуют боком грифеля, что позволит сэкономить некоторое время на его заточку. Держать карандаш профессионально важно еще и потому, что это обеспечивает свободу в нанесении линий и штрихов на всех стадиях рисунка.

Напомню, что на самом деле нельзя делить способы удержания карандаша на «правильные» и «неправильные». Фактически все способы «правильные», если они для Вас удобны и позволяют получить качественный рисунок в соответствии с задуманным проектом.

Рабочее место

В идеале хорошо иметь отдельное помещение или часть его (рабочее место художника). Желательно, чтобы комната имела одно большое окно, выходящее на север: в этом случае всегда бывает ровное освещение. Необходимы мольберт и стол для постановки натуры. Располагаться для работы нужно так, чтобы свет падал на рисунок обязательно слева. При освещении справа, на рисунок будет падать тень от руки, и мешать работать. Рисунок должен быть хорошо освещён, а глаза должны находиться в тени. Мольберт удобно расположить на расстоянии вытянутой руки, тогда рисунок хорошо обозревается. К рисуемой модели лучше сидеть полубоком, так, чтобы она была впереди слева, при таком положении ни мольберт, ни вытянутая рука не будут мешать смотреть на модель.










Как правильно точить карандаши и делать штриховку

Основные приемы рисунка


Комментариев нет:

Отправить комментарий